6. Структура сервисного центра и распределение штата в 50 человек

Рисовальные школы в России не имели общего устава и общей программы. Улицы в г. Махачкале и г. Абакане. В 1901 году Каратанов вновь возвращается в Красноярск. В дальнейшем Каратанов не раз получал от Сурикова советы и указания.

Здесь в 1905 году Каратанов познакомился и подружился с гимназистом А. Л. Яворским — будущим основателем и первым директором государственного заповедника «Столбы». Все близко знавшие Каратанова, называли его просто «Митяем», так звал его и я, хотя разница в 15 лет, казалось бы обязывала звать его по-другому, более официально, по имени-отчеству.

6. Структура сервисного центра и распределение штата в 50 человек

Имя Митяй для многих его близких знакомых и было именно таким и ласковым, и теплым. Мало разбирающиеся в истории Польши столбовские друзья Каратанова и окрестили его скромно Графом и это в шутку данное ему название укоренилось и после варьировалось на разные лады…

Да таким взрослым ребенком и был Каратанов в обычной жизни. Он как бы был нарочно рожден для этой непосредственности простоты, которыми живет сама природа. Из Красноярска Каратанов совершает более десяти длительных поездок с экспедициями разного назначения, в основном по северным районам Енисейской губернии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Царева, Наталья Степановна, 2005 год

Дмитрий Иннокентьевич Каратанов родился в 1874 г. в улусе Аскиз Минусинского уезда Енисейской губернии. Отцом Д. И. Каратанова был красноярский мещанин, служивший управляющим у золотопромышленника П. И. Кузнецова. Свою первую встречу с ним Каратанов описывал так: «С душевным трепетом, прижимая к груди пачку своих детских рисунков, вошел я в дом, где жил и работал Суриков. В комнате <…> развешаны его этюды, а на мольберте — неоконченная картина „Исцеление слепого“.

Д. И. Каратанов много ездил по губернии. В 1901 г. Каратанов снова оказался в Красноярске: началась его самостоятельная творческая деятельность. Каратанов вел подвижный образ жизни и больше бывал в походах, поездах, путешествиях, чем стоял у мольберта в мастерской. Он побывал в Подкаменной Тунгуске, Курейке, в Верхне-Имбатском, Гольчихе, Туруханске, на Оби, в Нарымском крае, Дудинке.

Дмитрий Иннокентьевич был там ведущим преподавателем рисунка и живописи. Каратанов представил двадцать картин, в том числе «Чумы», «Дикий камень», «Развалы», «На Столбах», «Тайга», «Тайга у Столбов». Работы «Остяк в чуме» и «Шаманка» хранятся в фондах Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге.

Знаменитые люди Хакасии

Его имя носит одна из центральных улиц Красноярска. Еще в раннем детстве Дмитрий Каратанов проявлял способности к рисованию. Его учителями были М. А. Рудченко и В. И. Суриков. Отец Дмитрия был знаком с ранних лет с В. И. Суриковым, что явилось важным фактом в дальнейшей творческой судьбе Каратанова.

Каратанов был активным человеком: ходил в походы, много путешествовал, участвовал в различных экспедициях. В своих работах он отображал красоту природы Севера и быт малых народностей. Каратанов очень любил красноярские Столбы. Кстати, впервые он пришел сюда в 1888 году, вместе с В. И. Суриковым. Дмитрий Иннокентьевич был очарован красотой Столбов, и с того момента он неоднократно приходил сюда за вдохновением. Его известные работы: «На Востоке», «Землепроходцы», «Строительство острога», «Ледоход на Енисее», «Вид на «Столбы» зимой», «Портрет Кравченко», «Маёвка на «Столбах» и другие.

Одним из первых художников Сибири, посвятивших ей весь свой большой талант и самобытное творчество, был заслуженный деятель искусств РСФСР Дмитрий Иннокентьевич Каратанов (1874-1952). Коренной сибиряк, он с детских лет впитывал в себя суровую красоту родных мест, и эти ранние впечатления впоследствии образно и легко воплотились в холстах.

Отец его Иннокентий Иванович — мещанин г. Красноярска, был руководителем большого хозяйства резиденции. Отец его был дружен с В.И. Суриковым и развивал у сына интерес к изобразительному искусству — он и сам имел способности к рисованию. С глубоким уважением и трепетной любовью относился Каратанов к Сурикову. Когда ты рисуешь что-нибудь, никогда не начинай с деталей, всегда с общего, — сказал Василий Иванович и тут же при мне сделал беглый набросок со своей руки, показывая, как именно надо рисовать».

Эти встречи и беседы были хорошей школой для молодого художника. По совету Сурикова в 1892 году он поступил в Академию художеств, где учился у А. И. Куинджи, который ценил его самобытный талант. Недостаток средств вынудил его летом 1896 года возвратиться в Красноярск.

Но неизменно важным для творчества Каратанова оставался пейзаж, он дополнял содержание жанровых произведений и активно существовал самостоятельно. Любимым местом работы Каратанова были красноярские Столбы. Эти первые пейзажи написаны художником с большим вдохновением. Картина «Столбы» настолько емка по духовному воздействию, что все, что создавалось красноярскими художниками позднее, идейным подтекстом связано с этой работой.

Енисейский краеведческий музей

Он подарил Каратанову один из своих эскизов с надписью: «За хорошо исполненную работу Д. И. Каратанову. В апреле 1900 года в Красноярске состоялась художественная выставка, на которой были выставлены работы не более одиннадцати красноярских художников. В этих картинах, как отмечал в газете местный рецензент, «видна гуманная мысль и чувствуется любовь к человеку». Он отметил рисунок «Бродяга» Д.И. Каратанова, который «отличался недурным исполнением».

Встречался с известным полярником Н. А. Бегичевым и обсуждал с ним план поездки к знаменитому озеру Лама, у Северного Ледовитого океана. Его зарисовки — не только интересные произведения искусства, но и важные историко-этнографические документы.

23 февраля 1916 года в Красноярске открылась первая передвижная выставка живописи и скульптуры сибирских художников (Алтай, Томск, Красноярск, Иркутск). Красноярская государственная училищная комиссия приняла для открытой в Красноярске рисовальной школы составленную Д.И. Каратановым временную программу.

Читайте также: