imagesvoznessja-vyshe-on-glavoju-nepokornoj-aleksandrijskogo-stolpa-thumb.jpg

Александрийский столп (Пушкин)

Однако «всплеск» египетских аллюзий Проскурин наблюдает именно в образе Александрийского столпа. Мейлах М. Б. Еще раз об «Александрийском столпе» // Пушкин и его современники. Эпиграф взят из произведений Горация, знаменитого римского поэта (65-8 гг. до н. э.). ** Александрийский столп — колонна, поставленная в честь царя Александра I на Дворцовой площади в Петербурге.

В пушкиноведении до настоящего времени нет единого мнения о прототипе этого символа. В частности, эпиграф стихотворения («Exegi monumentum») напрямую отсылает к классической горациевой оде, а начало первой строки открыто воспроизводит таковую у Державина. Традиция же к тому времени была настолько прочной, что для людей, выросших в лоне русской культуры, тождество пушкинского «столпа» и Александровской колонны было истиной, не требующей доказательств.

Варианты и разночтения

Любопытное исключение из правила: Александринский театр в С.-Петербурге. Михаил Мейлах предположил, что форма александрийский восходит к французскому прилагательному alexandrine. Основанием для этого утверждения послужило то обстоятельство, что «столп» в значении «башня» — слово церковнославянское.

Приняв это соображение, нетрудно заключить, что, если попытаться найти возвышенный синоним чересчур утилитарного «маяк» или слишком нейтрального «башня», поиск естественным образом «упрётся в столп». Кроме того, помимо строго лингвистических, церковнославянский и русский «столпы» могут иметь в поэтическом языке более сложные пересечения. Подобная метонимия тем более возможна в поэтическом языке с художественной целью остранения привычного образа, провокации его неавтоматизированного, эмоционального переживания.

Образ Александрии в восприятии людей 1830-х годов был прежде всего символическим образом блеска и внешнего великолепия, соединенных с деградацией и глубоким внутренним кризисом. Транслируемая государством и высшей аристократией египтомания задала тему также и для претворения в египетском ключе декадентских ощущений. Этот «культурный код» нашёл отражение и в пушкинском творчестве.

https://youtu.be/aYnjQ98dF8M

Проблема «Александрийского столпа» не принадлежит к числу живо обсуждаемых: как правило, её касаются в связи с более общими вопросами анализа «Памятника». Дело в том, что, поставив «Александрийский столп» в начале строки, Пушкин осложнил разгадку образа. Впрочем, мощь этого заключительного аккорда первой строфы стихотворения такова, что исследователи как будто и не сомневаются в том, что «александрийский столп» — это именно «Александрийский столп».

Склоняется к этому и О. Проскурин: он видит в ближайшем смысловом слое Александровскую колонну, а в подтексте — колонну Помпея. Его значительность возрастает в связи с той позицией, которую он занимает в антитезе нерукотворному памятнику. До 1881 г. стихотворение публиковалось с цензурными искажениями, в частности, образ «Александрийского столпа» в тексте отсутствовал. Несомненно, что для образа Пушкина, каким он выстраивался в рамках идеологии социализма, противостояние поэта самодержавию было куда более востребованным, чем преемственность горацианской традиции.

Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест. В её честь и по той же грамматической модели назван также Александринский институт благородных девиц в Тамбове. Воспоминания // Русская старина, 1880, т. 28. Эти мемуары актрисы Александринского театра (sic!), содержат, в частности, свидетельство о встрече с Пушкиным.

Другие произведения из раздела «Все категории»

В последнем случае это именно русские аскеты, например, Св. Кирилл Туровский, Никита Столпник. В. Ю. Проскуриной. Это важный текст в свете проблематики пушкинского «Памятника» — в нём противопоставлены «соделанные руками смертных» античные «чудеса» и нерукотворная «Росская гора» в основании статуи.

Алексеев М. П. Стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг…»: Проблемы его изучения // Пушкин и мировая литература. К этому следует добавить, что назвать маяк столпом Пушкин никогда и не смог бы. Пушкин знал: «столп» — это колонна. Набоков В. В. Комментарий к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Подобно «памятнику», высящемуся посреди «Руси великой», столп сам оказывается в мифологическом пространстве — будь то неумирающая античность или идеальный Петербург императорской автократии.

Читайте также: