imageshristos-thumb.jpg

Иконы Христа Спасителя

Образ Второго пришествия Иисуса Христа, икона «Спас в силах» отображает ключевое событие христианской религии так, как его представляли себе пророки. В соответствии с названием икона представляет Христа в окружении небесных Сил, которые наряду с Господствами и Властями составляют вторую сферу ангельской иерархии. Схожий подтекст лежит и в основе иконы «Великий архиерей», которая представляет Христа в образе первосвященника.

Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или погрудно. Одна из устойчивых и наиболее древних схем изображения Христа Вседержителя — Спас на престоле. Христос изображается фронтально, восседающим на престоле с обязательной подушкой. Спас в силах. Андрей Рублев, 1408 г., Третьяковская галерея. Спас в силах — это не просто библейское описание, переложенное на язык иконописи, это само пророчество, своеобразный библейский трактат, исполненный знаков и символов.

Иконы Христа Спасителя

XII в., Третьяковская галерея. К этому типу относится первая из дошедших до наших дней икон — знаменитая энкаустика из Синайского монастыря святой Екатерины. Эпитет «пантократор», что в переводе с греческого языка означает «властитель всего» говорит о всесильной, божественной сущности Иисуса Христа, пришедшего в этот мир в человеческом воплощении. Христос Вседержитель — он и грозный Судия, пришедший на землю в конце времен для свершения суда, и Всемилостивый «Елеемон» (Милующий), и Владыка небесный, и Бог творящий.

Спас Вседержитель

Особое направление в иконографии Христа составляют так называемые апокрифические изображения, построенные на дословном толковании ряда богослужебных текстов. Одно из первых впечатлений человека, вошедшего в православный храм, — это множество образов Бога, Божией Матери и святых, как будто обступающих его со всех сторон.

Вся восточная часть храма, которая, как правило, оказывается прямо перед вошедшим, состоит из икон. Это иконостас. В Византии, откуда на Русь пришла православная вера, так называли любые, даже скульптурные изображения Спасителя, Божией Матери, святых.

Молясь перед иконой, мы должны понимать, что сама икона — не Бог, а только образ Бога или святого. Поэтому мы молимся не иконе, а тому, кто на ней изображен. В ветхозаветной Церкви существовал запрет на изображения Бога. Богоизбранный народ жил в окружении язычников, поклоняющихся идолам и изображениям самых диких божеств.

Во времена первых христиан Господь Иисус Христос часто изображался символически, в виде рыбы или агнца (ягненка). Буквы, составляющие это слово, являются первыми буквами в словосочетании, которое на русский язык переводится так: «Иисус Христос Божий Сын Спаситель».

Икона Спас в Силах

Такие изображения часто встречаются на рельефах саркофагов, в которых хоронили знатных людей, чаще всего анонимно исповедующих христианство. Ученые полагают, что эта икона имеет портретное сходство. В одном лике — Бог-Любовь и Бог-Судья.

Каноническое изображение Бога в человеческом образе было утверждено в IX в.: «Благотелесный… Способы изображения различны, но узнать на иконах Спасителя легко благодаря одной детали — крестчатому нимбу. «Нимб» переводится с латинского как «облако, туман, ореол».

Иконописец пишет лик Христа по подобию человеческого лица, и этим исповедуется догмат о том, что Христос «совершенный человек по человечеству». Нимб передает, что Христос и «совершенный Бог по Божеству». Также книга может изображаться и в виде свитка, но символическое толкование всегда одно — спасительное учение, с которым Христос пришел в мир. Посмотрим теперь на одежды Христа.

В предании сохранились две версии происхождения нерукотворного образа: одна из них была распространена на Западе, другая — на Востоке. Услышав о Христе, он посылает к нему своего слугу с приглашением посетить Эдессу. Но в самый разгар боя нерукотворный образ являет еще одно чудо — изображение проходит как бы сквозь толщу стены и отпечатывается на фасаде.

Иногда можно встретить также изображения Христа в виде ангела. Иконография Спаса в Силах сложилась в XIV-XV вв. на основании видения, изложенного в книге пророка Иезекииля и описания Теофании (явление Бога), данного в Откровении Иоанна Богослова. Собственно изводы, многие из которых легли в основу самостоятельных изобразительных типов, и составляют большую часть от известных сегодня икон Христа Вседержителя. В иных исполнениях известны иконы Христа Пантократора в рост, огрудно, оплечно (Спас Ярое око), с открытым Евангелием, с предстоящими ангелами и святыми.

Читайте также: