imagesiskusstvo-kak-intuitivnoe-videnie-mira-a-bergeona-thumb.jpg

История зарубежной литературы конца XIX — начала XX века: Учебно-методическое пособие

Лит.: Асмус В.Ф. Проблемы интуиции в философии и математике. И. в эстетике абсолютизирует интуицию как момент непосредств. Интуиция как бескорыстное созерцание и творчество противостоит интеллекту, обслуживающему утилитарные, социальные потребности человека. И. оказал глубокое влияние на худож. культуру 20 в., прежде всего на многочисл. Его представление об искусстве как мифотворчестве в разл. степени повлияло на теорию и худож. практику сюрреализма, театра абсурда, экзистенциалистского романа.

И., упраздняя границы между субъектом и объектом, познанием и действительностью, толкует последнюю как знание-бытие (Н.О. Лосский). Бергсон противопоставляет трагедию, как искусство неповторимо-индивидуальных образов, комедии, как социально значимому суррогату творчества, основанному на работе интеллекта, склонного к обобщениям. Гегеля и позитивистской философии искусства И. Тэна, последовательно оспаривает значение интеллекта, дискурсивного мышления в качестве инструментов познания и творчества.

Интуиция, по Бергсону, — единств. В работе Бергсона “Смех” (1900) — единственной, специально посвященной эстетич. М., 1963; Новиков А.В. От позитивизма к интуитивизму. Ч. I. М., 1920; Сгосе В. Aesthetica in nuce. Bari, 1932; Arbour R. Henri Bergson et les lettres francaises.

XX век. Энциклопедия. Иррациональная интуиция схватывает уникальное, непредсказуемое, неповторимое. Бергсоновской концепцией проекции на полотно интуиции «реальности души», «чистой реальности» вдохновлялись кубисты, абстракционисты, абстрактные экспрессионисты.

Интуитивистская эстетика Бергсона, направленная против классич. В этом плане она является предтечей совр. неклассич. Вслед за Шопенгауэром бергсонизм трактует интуицию как высшую форму познания, как бескорыстное мистич. Хотя интуитивистские тенденции присущи мн. философам и филос. направлениям прошлого, как специфич.

Теория Бергсона внушает, вернее, стремится внушить впечатление, будто в ней искусство возводится на огромную высоту познавательной деятельности. Однако на деле это «возвышение» интуиции и основанного на ней искусства оказывается крайним принижением познания.

Интуитивным Бергсон называет только антиинтеллектуалистическое восприятие мира. Бергсоновское понятие интуиции соткано из одних отрицательных по отношению к интеллекту признаков. Интуитивное познание не интеллектуальное, не облеченное в логические формы, не дискурсивное, не понятийное, не руководимое практическим интересом и т. д. — все одни лишь отрицания!

История зарубежной литературы конца XIX — начала XX века: Учебно-методическое пособие

И вот, оказывается, интуитивное познание (как мы узнали это из эстетики Бергсона), строго говоря, не есть познание. И внушаются в нем не столько образы или картины мира, отображающие его объективное содержание, сколько субъективные эмоции художника, повторяющиеся в эмоциях воспринимающего. Но в эстетических экскурсах Бергсона даже это антиинтеллектуалистическое понимание интуиции подвергается дальнейшей метаморфозе.

Диалектическое познание остается познанием интеллектуальным, и расширение сферы логического, преодоление недостатков рассудочности, разумеется, ни в коем случае не есть упразднение самой логики. На деле он перевел интуицию с высоты интеллектуализма в низший план биологизма и волюнтаризма. О всей глубине этого декаданса можно получить ясное представление, сопоставив учение Бергсона об интуиции с соответствующими учениями Шеллинга и даже Шопенгауэра.

Пособие предназначено для студентов и аспирантов филологических факультетов. ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ — понятие и концепция философской системы Бергсона: введены в работе «Творческая эволюция» — см. «Творческая эволюция» (Бергсон).

§ 4. Общественная мысль, искусство и литература

Интуиция — орган метафизики, а не анализа (в отличие от науки). Интуиция — это зондирование самой реальности как длительности (см. Бергсон), это ее постижение вопреки частоколу кодов, иероглифов и символов, возведенному разумом. И я подтверждаю, что именно так и есть. В другом случае, метафизический опыт оставляет земное изолированным от небесного. В то же время интеллект, как полагал Бергсон, был, есть и будет «лучезарным ядром, вокруг которого инстинкт, даже очищенный и расширенный до состояния интуиции, образует только неясную туманность».

Технический прогресс и общественная мысль. В конце XIX — начале XX в. в странах Европы и Америки происходили серьезные перемены. Революция в естествознании, новая индустриальная эпоха, кризис классических систем мировоззрения побуждали к переосмыслению изменившихся условий жизни и вновь поставили вопросы о ее смысле.

Интуитивное видение мира и человека противопоставляется рациональному истолкованию природы, истории, об-ва и личности, этики и эстетики. В интуитивистской эстетике Кроче сущность искусства также видится в “чистых образах фантазии”, создаваемых художником. И. формируется в качестве особого направления в к. 19—нач. Эти идеи, высказанные в труде “Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика” (1902), были в последующем уточнены автором, провозгласившим поэзию интуицией и ритмизацией Вселенной.

Читайте также: