imagesperechislite-gosudarstva-obrazovannye-na-zahvachennyh-arabami-thumb.jpg

Халифат в VII и первой половине VIII в.

В 737 арабский полководец Марван II, собрав 120-тысячную армию, одновременно через Дербент и Дарьял вторгся в Хазарию. В арабское время значительная часть албанского населения перешла в ислам и стала использовать арабскую письменность. На албанском, то есть удинском (утийском), языке продолжало говорить население равнинной части области Утик (ныне равнинный Карабах) и в эпоху арабского владычества.

По её мнению вопрос осложняется тем, что это же название носит страна на Балканах, а также этот термин встречается в топонимике Италии и Шотландии. При этом А. Бакиханов ссылался на Константина Порфирородного (X век), который употреблял термин «белые сербы», говоря о «свободных, непокоренных».

Этническая карта Кавказа в V—IV века до н. э. Карта составлена на основании свидетельств античных авторов и археологических предположений. Когда античные географы и историки говорят о населении Албании, то в первую очередь речь идёт об албанах. По мнению К. В. Тревер, коренной территорией албан, наибольшего по численности в союзе албанских племён, являлось среднее и нижнее течение Куры, главным образом левобережье.

Согласно «Энциклопедии Британника», албаны обитали в горных равнинах Большого Кавказа и в стране к северу, граничащей с Сарматией, то есть на территории современного Дагестана. Утии жили на побережье Каспия и в провинции Утик. Среди всех племён самым значительным (крупным) были гаргары, на что указывают многие исследователи. В этой связи следует упомянуть также, что термин может обозначать «кочевники» (от глагола «бродить», «скитаться», «блуждать), т. е. кочевые племена, быть может, из состава гаргаров.

Халифат в VII и первой половине VIII в.

Уже в IX—X столетиях понятия «Албания» или «албанское» были, скорее, историческими. М.: «Восточная литература» РАН, 1997.: «Впрочем, о терминах „албанский“, „Албания“ для IX-Х вв. следует сказать особо. В эту пору они уже были, скорее, историческими. Армянское влияние на этих областях было особенно сильно из-за довольно долгого нахождения их в составе Великой Армении. Так, например в 700 году сообщается о наличии арцахского диалектаармянского языка.

Первые шаги Арабского государства и арабские завоевания

Древнейшей областью Кавказской Албании была северная часть долины Куры к югу от впадения в неё Алазани. В I тыс. до н. э. здесь начали формироваться ранние городские общины, в том числе древняя столица Албании — Кабалак.

Албания той эпохи была полиэтничной страной, в Арцахе проживали армяне (согласно некоторым авторам, и албаны), основная часть населения Утика была арменизирована.. Ялойлутепинская культура относится к III—I векам до н. э. и названа по памятникам в местности Ялойлутепе (Габалинский районАзербайджана). По-настоящему древний мир познакомился с албанами во время походов Помпея, в 66 до н. э.. Преследуя Митридата Евпатора, Помпей через Армению двинулся в сторону Кавказа и в конце года расположил войско на зимние квартиры тремя лагерями на Куре, на границе Армении и Албании.

У них обычно нет в употреблении чеканной монеты, и, не зная чисел больше 100, они занимаются лишь меновой торговлей. И в отношении прочих жизненных вопросов они высказывают равнодушие. Однако сражаются они как в пешем строю, так и верхом в полном и тяжёлом вооружении подобно армянам .

Кто-то из толпы, хорошо знакомый с этим делом, выступает со священным копьем в руке, которым по обычаю можно совершать человеческие жертвоприношения, и вонзает его сквозь бок в сердце жертвы. Старость у албанов в чрезвычайном почёте, и не только родителей, но и прочих людей. Заботы о покойниках или даже воспоминания о них считаются нечестием.

Так или иначе, в конце II в. — середине I в. до н. э. Албания превратилась из союза племён в раннеклассовое государство со своим царём. Главным городом Албании до VI века была Кабала (Кабалака; Кабалак).

Его руины сохранились в современном Кабалинском (до 1991 года — Куткашенском) районе Азербайджана. Октавиан Август упоминает в своей надписи о «союзных» (под чем нередко понимались вассальные) отношениях с царями Албании, равно как Иберии и Мидии Атропатены. Бедствия, которым подверглась Армения в III в. из-за персидских нашествий, заставляли многих армян искать убежища в Албании, что способствовало социально-экономическому развитию этой страны.

5. Чеченцы и ингуши в Кавказской войне

Суть её в том, что эпоним Албании Аран был назначен править этим районом армянским царем Валаршаком (этническим парфянином, родоначальником армянских Аршакидов). Легенда, очевидно, поздняя и имеет книжное армянское происхождение; но труд Каланкатуаци показывает, что она была распространена и в Албании.

6. Чечня и Ингушетия в составе Российской империи

По мнению К. В. Тревер, «первые цари Албании несомненно являлись представителями местной албанской знати из числа наиболее выдвинувшихся племенных вождей. Об этом говорят и их неармянские и неиранские имена (Оройс, Косис, Зобер в греческой передаче; как они звучали по-албански, мы пока не знаем)».

Знаменитые Дербентские укрепления, построенные в 562—567 гг., перекрыли узкий проход между Каспийским морем и Кавказскими горами, но всё же не стали панацеей от нашествий. Так в 626 г. вторгшееся тюрко-хазарское войско под командованием Шада захватило Дербент и вновь разграбило Албанию.

Предпосылки образования Арабского государства

Вараз-Григор и сын его Джеваншир становятся полунезависимыми владетелями; Джеваншир борется с персами, но затем ему приходится объединить силы с Сасанидами в попытке остановить арабское нашествие. Средневековый историк сообщает «страна армянская в гаварах Агванка» и «Страна Агванк, которую называют глубинной Арменией».

https://youtu.be/j9qwb5jViek

Следует отметить, что в этот период все правители Закавказья, как Албании так и Грузии, находились под сюзеренитетом Армянского царства Багратидов. В 1003 г. земли по правому берегу Куры были поделены между армянским царем Гагиком I и гянджинским эмиром Фадлуном.

В VIII в. большая часть населения Кавказской Албании была мусульманизирована Халифатом. Это последнее обстоятельство позволяет высказать предположение, что именно гаргары являлись наиболее культурным и ведущим албанским племенем.». В 552 в Восточное Закавказье вторглись савиры и хазары. Албанский этнос исчезает окончательно, память об Албании остаётся только в географическом названии «Арран» и в армянском «Албанском» (Агванском) католикосате.

Читайте также: