imagesnastroenija-v-strane-po-natsionalnomu-harakteru-stabilnye-thumb.jpg

Национальная идентичность, национальный характер и национальный менталитет

Например, особенности русского национального характера — терпение и послушание — он связывал с практикой длительного тугого пеленания, принятого в русских семьях. Национальные чувства и настроения — это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям.

Вундт в качестве содержания «души народа» рассматривает общие представления, чувства и стремления многих индивидов, которые проявляются прежде всего в языке, мифах, обычаях народа. Национальные чувства могут иметь как позитивный, так и негативный оттенок. В национальной психологии как явлении общественного сознания можно выделить 4 сферы. Мотивационно-фоновая сфера характеризует своеобразие мотивов и целей национальной общности.

Характер этноса не сумма характеров отдельных его представителей, а фиксация типических черт, которые присутствуют в разной степени и в разных сочетаниях у значительного числа индивидов. И.С. Кон писал: «Чтобы понять характер народа, нужно изучать, прежде всего, его историю, общественный строй и культуру, индивидуально-психологические методы здесь недостаточны».

Крысько В. Этническая психология

Например, трудолюбие является важной чертой и немецкого, и японского национального характера. В последнее время понятие «национальный характер» реже используется, ему на смену для обозначения психологических особенностей этнических общностей приходит понятие «ментальность» и «менталитет».

С возрастом и развитием этнической идентичности у членов этнических меньшинств обычно происходит сдвиг к «внутригрупповой ориентации на свою этническую группу». В результате у большинства людей проблемы выбора не возникает, но члены группы меньшинств и выходцы из межэтнических браков могут проходить длительный период «выбора своей этнической идентичности».

Этническая культура — это совокупность присущих этносу способов освоения условий своего существования, направленных на сохранение этноса и воспроизводство условий его жизнедеятельности. Этническая культура проявляется буквально во всех областях жизни этноса: в языке, в воспитании детей, в одежде, в устройстве жилища, рабочего места, домашнем хозяйстве и, конечно, в фольклоре. И в то же время внутри одного и того же этноса могут быть региональные субкультурные различия в жилищах, одежде, песнях, танцах, обычаях.

Какова «основная личность» данного народа, такова и его культура. Это понятие выражает наибольшую распространенность (моду) типа личности в культуре. Главный постулат ее концепции — наличие у каждого народа специфической для него «базовой структуры характера», передающейся из поколения в поколение и определяющей историю данного народа.

Этнические стереотипы делятся на автостереотипы и гетеростереотипы. Включает в себя отношение нации к различным ценностям общества, отражает процесс ее исторического развития, былые достижения и ставящиеся перед будущим задачи.

Эмоционально-волевая сфера обуславливает функционирование у народа своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности. Множество фактов говорит в пользу того, что русский тип — тип с доминирующим правым полушарием — художественный, импульсивный, эмоциональный. Доминирование невербальных средств передачи информации в живом общении русских: жестов, мимики, пауз, сильного интонирования речи — вы-дает тот же правополушарный тип.

Часть третья. ЛИЧНОСТЬ В КУЛЬТУРАХ И ЭТНОСАХ

Уникальны не черты и не их сумма, а структура, специфика их проявления. Но немцы трудятся размеренно, экономно, у них все рассчитано и предусмотрено. А труд африканцев на протяжении веков был подневольным, рабским, поэтому это не способствовало развитию трудолюбия, труд выступает как неизбежная и тяжкая обязанность. Свою этническую принадлежность быстрее осознает русский ребенок, живущий в многонациональной Москве, чем житель отдаленной деревни с моноэтническим составом.

Негативные этнические стереотипы ведут к образованию национальных предрассудков и этноцентризма. Национальный характер не является чем-то застывшим, его особенности трансформируются в историческом процессе. В действительности в процессе социализации и инкультурации общество как бы «приписывает» ребенка к определенному этносу. Вот эта-то «основная личность», т. е. некий средний психологический тип, преобладающий в данном конкретном обществе, и составляет базу этого общества, базу его культуры.

Читайте также: