imagespravitelem-kakogo-gosudarstva-javljalsja-tsar-tiglatpalasar-iii-thumb.jpg

Образование Урарту (XIII — конец IX вв. до н. э.)

Урарту. Ассирийское название государства, которое использовалось с IX века до н. э. в ассирийских и вавилонских надписях. Современная наука располагает ограниченными сведениями о государстве Урарту, поэтому в истории Урарту остаётся много нерешённых вопросов. Во время царствования Аргишти I в 786—764 гг до н. э. Урарту находилось в зените своего могущества и стало самым могущественным государством Передней Азии.

Дальнейший толчок изучению Урарту дали археологические раскопки древних ассирийских городов. К середине XIX века усилиями многих учёных клинопись была расшифрована, и ассирийские глиняные таблички стали важнейшим источником информации об Урарту. Во второй половине XIX века были высказаны предположения о родстве языка Урарту с грузинским, армянским и семитскими языками, которые впоследствии оказались несостоятельными.

Российский востоковед И. М. Дьяконов в этот же период для содействия изучению Урарту скомпилировал и перевёл все упоминания Урарту в ассирийских источниках. Археологическое изучение Урарту первоначально проходило только в окрестностях города Ван на Ванской скале и на Топрах-Кале. Раскопки на этой территории всё ещё находятся, выражаясь словами современных исследователей Урарту, в «зачаточном состоянии».

Урарту в период с XIII по VIII век до н. э. Ассирийские источники являются основой большей части исторических данных об Урарту, а также основой хронологии Урарту. Все собственно урартские источники представляют собой царские надписи и дают мало информации об экономической, социальной и культовой жизни в Урарту. Слово «Ван» в названии города Ван, находящегося на месте бывшей урартской столицы, и в названии одноимённого озера вероятно этимологически восходят к слову Биайнили.

Это название встречается в XIII—XI веках до н. э., причём озеро Ван в ассирийских текстах сохраняло своё старое название «море страны Наири» (аккад.tâmtu ša mât Nairi) и в последующий период. Арарат. Неточная масоретская огласовка арам.rrt = Урарту, которая используется в библейских текстах и сохранилась в современной топонимике.

Аратта — древняя горная страна, упоминающаяся ещё в 3 тысячелетии до н. э. в шумерских текстах. Более сильные в тот период ассирийские войска, как правило, преследовали грабительские цели, главной целью набегов на Урарту являлся захват ценностей и угон скота. Могущество Ассирии в регионе стало подходить к концу, наступал расцвет новой силы на Ближнем Востоке — объединённого Урарту.

Затишье в военных действиях с Ассирией ознаменовалось культурным влиянием Ассирии на Урарту. Крепость Эребуни использовалась в дальнейшем урартскими войсками для походов вглубь района озера Севан и для защиты Араратской долины. Урарту прочно завладело областью вокруг озера Урмия, территориями Закавказья и перекрыло торговые пути из Малой Азии в Ассирию.

Образование Урарту (XIII — конец IX вв. до н. э.)

Урартское государство середины VIII века до н. э. являло собой типичное государство того времени. Чётких границ в то время не существовало, и цари Урарту год за годом предпринимали разрушительные походы в собственные окраины для устрашения подчинённых племён. Руса I, который вступил в 735 году до н. э. на престол сразу после поражения от ассирийцев, нашёл государство в плачевном состоянии.

С 718 по 715 годы до н. э. Саргон II и Руса I не решались вступить в прямые сражения. Наконец в 714 году до н. э. Саргон II выступил с тщательно подготовленным походом против Урарту, сразу после получения донесения о неудачном военном походе Русы I против киммерийцев.

На обратном пути в Дур-Шаррукин Саргон II с частью своей армии предпринял тяжёлый переход через лесистые горы и внезапно для урартских сил появился в Мусасире, религиозном центре Урарту. При любом маршруте решающими для Урарту стал сам факт поражения в бою и потеря Мусасира, религиозного центра Урарту, места коронации урартских царей со времен Ишпуини.

Аргишти II также договорился о выкупе у Ассирии захваченной в Мусасире бронзовой «главной» статуи бога Халди, и статуя вернулась в Урарту. После смерти Русы II Урарту довольно быстро, в течение 100 лет было полностью уничтожено и впоследствии забыто даже античными авторами. В этот период баланс сил в Передней Азии изменился; и у Урарту, и у Ассирии появились новые опасные противники, которые в конце концов уничтожили оба государства.

Мидийцы методично разрушили большинство урартских крепостей, включая столицы Урарту Тушпу и Русахинили, вытеснив остатки урартской армии и царский дом в Закавказье. Столица Урарту в этот период переместилась в расположенный в Закавказье город Тейшебаини, и последним ударом, погубившим Урарту, было разрушение этой крепости. Под собственно урартским искусством подразумевается искусство правившего в Урарту урартоязычного элемента, которое отличается от изделий других областей, входивших в состав Урарту.

Расцвет урартского искусства пришёлся на годы расцвета самого государства Урарту. Искусство Урарту возникло под сильным влиянием Ассирии и было сильно канонизированым, порой даже трафаретным. Урартский язык, известный из дошедших до нас клинописных надписей, по-видимому, был языком в первую очередь правящего в Урарту народа и отличался от языков других народов многонационального Урарту.

Хотя до нас дошли несколько нерасшифрованных надписей с использованием урартских идеограмм, в основном, урарты пользовались существенно упрощённой формой ассирийской клинописи

Например, при заимствовании многие многозначные ассирийские идеограммы использовались урартами лишь в одном значении, были утрачены различные смысловые оттенки ассирийских знаков.

Клинописные значки, идеограммы, структуру, а также стиль надписей урарты заимствовали в соседней Ассирии. В Урарту была распространена практика жертвоприношений, в которых, главным образом, участвовали быки и овцы. Есть также следы человеческих жертвоприношений из пленников других народов.

В 1827 годуФранцузское азиатское общество направило в район Вана первого исследователя — молодого учёного Фридриха Шульца. В 1829 году он был убит курдскими бандитами, однако материалы его работы к 1840 году попали во Францию и были опубликованы. Расшифровка клинописных надписей из самого Урарту, впервые опубликованных Шульцем, продвигалась медленнее.

Используемое в настоящее время многими исследователями название Урарту. Со времени правления ассирийского царя Салманасара III ассирийские и урартские источники свидетельствуют о централизации власти в Урарту и возникновении урартской царской династии.

Читайте также: