imageschto-izobrageno-na-plakatah-vremjon-velikoj-otechestvennoj-vojny-thumb.jpg

Плакаты Великой Отечественной войны

Текст на плакате: На Москву! Текст на плакате: Смерть немецко-фашистским захватчикам! Плакаты укрепляли боевой дух солдат. Краткое пояснение: Плакат поднимает тему страданий советских граждан на оккупированных территориях. Также распространенным был мотивом о бойце, побеждающем неприятеля в рукопашном бою. На этих плакатах солдат Красной армии изображался красным, а фашист — серым или черным. Плакаты “Окон ТАСС” вошли в историю Великой Отечественной войны героической страницей как один из грозных видов идеологического оружия.

Часть советских агитационных плакатов времён Великой Отечественной войны были созданы группой художников в рамках проекта «Окна ТАСС», которые стали реинкарнацией Окон РОСТа периода Гражданской.

Это был специальный вид малотиражного плаката, создаваемого не печатью, а вручную, нанесением клеевых красок на бумагу через трафарет. По этой причине по сравнению с печатным плакатом, тассовский обладал большей красочной свободой. В атаку! Очень популярный мотив. Использовался в огромном количестве плакатов.

В начале войны встречались плакаты типа «За спиной Москва», отражавшие тяжесть сложившейся ситуации. В таких плакатах защитники часто изображены плечом к плечу готовыми стоять насмерть, не делая «ни шагу назад». Не болтай! Призывы к бдительности и плакаты с темой «Не болтай!» существовали не только в СССР, но и на Западе.

Путь к Победе в плакатах

В таких плакатах, как и в плакатах на тему «Под знамена» и «До последнего патрона», персональность бойца является центральной темой композиции. Одним из конкурсов, входивших в проект, был конкурс плакатов “Вставай, страна огромная!”, в котором классам – участникам предлагалось создать плакат в стиле плакатов военного времени.

Плакаты Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: из собрания Национального музея Республики Татарстан

В среднем звене можно остановиться на сатирических плакатах военных лет, на окнах ТАСС и деятельности Кукрыниксов. В этом учебном году наша страна отметит 65-ю годовщину Великой Победы.

Советские и немецкие плакаты

Многие плакаты стали классикой советского искусства. Уже к вечеру 22 июня 1941 года Кукрыниксы (М. Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) создали эскиз плаката “Беспощадно разгромим и уничтожим врага”. Плакат с известным произведением И. Тоидзе “Родина-мать зовет!” был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР, и его популярность не случайна.

Тамара Тоидзе фактически подтолкнула мужа к созданию плаката. Центральным образом многих плакатов стала женщина средних лет, которая ассоциировалась с матерью, с оставленным отчим домом, с Родиной. В этой женщине олицетворяется и каждая мать бойца, ушедшего на фронт, и разоренная, призывающая помочь и защитить ее Родина-мать. В плакате Д. Шмаринова “Воин, ответь Родине победой” – аллегорическое изображение Родины в виде молодой женщины, в руках у которой автомат и сноп пшеницы.

Этот плакат, увеличенный в несколько раз, был установлен вдоль улиц Москвы, по которым в первые недели войны проходили колонны мобилизованных жителей города. В плакатах 1941 года содержание часто углублялось присутствием второго символического плана, исторической параллели. В плакатах неоднократно изображались национальные герои России, призывающие потомков к борьбе с врагом.

Плакат служил средством передачи информации в те районы, в которых не было линий связи, которые были оккупированы, но где действовали советские партизаны. Плакаты приобрели необычайную популярность. Распространяемые в глубоком тылу немцев плакаты – это весточка великой Родины, напоминание о том, что друзья близко. Плакат решен в два цвета: серый и красный, тональная разработка серого на фотографии, и красным изображены кровавое пятно на штыке и надпись.

Для повышения выразительности плаката художник прибегает к весьма действенному композиционному приему. С одной стороны, в плакате мы видим неравное столкновение двух сил: холодное, кровавое оружие с одной стороны, и две беззащитные человеческие фигуры – с другой. Своим протестом против насилия и смерти плакат возвещает грядущую победу.

Особое место в плакатном искусстве эпохи Великой Отечественной войны занимает творческое объединение Ленинградских художников “Боевой карандаш”. В июньские дни 1941 года “Боевой карандаш” возобновил свою деятельность и стал одним из самых популярных и любимых видов массовой художественной агитации.

От других видов плаката “Боевой карандаш” отличало, явно выраженное в нем близкое ощущение фронта, он и предназначался прежде всего для фронтовой обстановки. В одном из них были такие слова: “Смотришь на ваши плакаты, и становится легче дышать.

Газета “Красная Звезда” в марте 1942 г. Опубликовала корреспонденцию партизана Саши “Плакаты – в тылу врага”: “Багаж” партизана велик и разнообразен. Но партизан не останавливают трудности: они берут и этот груз в рискованнейшие операции.

В увеличенном виде, на фанерных щитах они выставлялись на виду маршевых рот и непосредственно на передовой. Окно ТАСС” представляло собой лист оберточной бумаги с наклеенными на него рисунками и текстом, выполненными по трафарету в 3-5 красок.

Пропагандистские плакаты времен Второй мировой войны

Плакаты наклеивались в витрины магазинов, но часто, за неимением более подходящего места, клеились на стены и заборы, как печатные плакаты. Художественный руководитель и литературный редактор отбирали наиболее важные сообщения и решали, как будет подан этот материал в “Окнах”.

Обычным сроком изготовления окон были одни сутки. Для отсылки на фронт плакаты размножали литографским способом в виде листовок небольшого формата – тиражи достигали 20 тысяч экземпляров. От обычных плакатов “Окна ТАСС” отличались большой гибкостью и многообразием, они были тесно связаны с каждодневным ходом событий.

Стиль плакатов изменялся от выпуска к выпуску. Над текстами работали 83 писателя и поэта, в их числе П. Антокольский, Н. Асеев, В. Лебедев-Кумач, А. Жаров, С. Михалков, К. Симонов, И. Эренбург и другие. И серьезный историк, и будущий художник, касаясь эпохи Отечественной войны, обратятся к этому материалу”. Художественное мастерство Кукрыниксов было отмечено критиками еще в 30-е годы. Залогом их триумфа явилось единство взглядов и вкуса, а также большая личная дружба.

В период войны плакат был самым доступным видом изобразительного искусства. Плакаты создавались в республиках, особенно Армении и Грузии. Во время Великой Отечественной войны плакаты производились в огромных количествах, поэтому полный обзор этой темы не входит в рамки одной статьи. Позже первый плакат Великой Отечественной войны не раз воспроизводился в печати, издавался в Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике и других странах.

Читайте также: