imagesopisanie-tserkov-monastyr-marija-lah-germanija-12-veka-thumb.jpg

Романский стиль в искусстве Западной Европы 10-12 вв.

До XIX века включительно двойные двери парадиза были заперты. Собор Марии Лаах — одно из наиболее сохранившихся и примечательных зданий в романском стиле в Германии.

В 1926 году папаПий XI присвоил храму титул «Базилика минор» (Basilica minor). Название озера, местности и монастыря — Laach — происходит от древневерхненемецкого слова lacha, а то, в свою очередь, от латинского lacus (озеро).

Романский стиль в искусстве Западной Европы 10-12 вв.

С 1127 года монастырь возглавлял Гильберт фон Аффлигем, первоначально как приор, а с 1138 года как аббат. С ним в Лаах пришли ещё 40 монахов. В 1138 году Лаах стал самостоятельным аббатством; 6 августа 1152 года умер Гильберт. В районе 1230—1250 гг. был создан свод среднего нефа, опирающийся на деревянные перекрытия. После тяжелого периода 1247—1256 гг. (три аббата подряд покинули свой пост раньше времени) монастырь был частично перестроен в готическом стиле при одиннадцатом аббате, Дитрихе II фон Лемене.

После Констанцского собора в бенедиктинском ордене все активнее стали осуществляться реформы. Таким образом он победил в борьбе с кёльнским архиепископом Рупрехтом Пфальцским, намечавшего на эту должность своего кандидата. В аббатстве появлялись новые барочные постройки. Нерешённый вопрос о судьбе аббатства в конечном счёте обернулся для него благом, поскольку Франция не спешила принимать решение о сносе здания.

24 января 1820 года бывшие монастырские постройки, озеро и угодья перешли во владение к начальнику окружного управления в Трире Даниэлю Генриху Делиусу, за сумму в 24900 талеров. 15 октября 1893 года, спустя 737 лет после первого освящения, обитель была повторно освящена в честь Девы Марии, а приор Виллиброрд Бенцлер стал его сорок вторым аббатом. По его предписанию в конхе главной апсиды был изображен Христос Пантократор, по образцу апсиды собора Монреале.

В это время монастырь насчитывает большое число братьев (182 в 1934 году), в нём основывается типография «ars liturgica». При постройке монастыря использовался так называемый план святого Галла, представленный на Ахенском синоде 816 года аббатом монастыря святого Галла Гоцбертом и Бенедиктом Анианским. В южной круглой башне раньше также находились колокола. Таким образом, Лаахский собор построен в традиции крупнейших соборов рейнских городов — Шпайера, Майнца и Вормса.

При аббатах Альберте и Грегоре был создан леттнер (алтарная перегородка); в XVII веке он был разрушен, но его скульптурные детали, включая фигуру Самсона, хранятся и сейчас в музее монастыря. В последующие годы монастырские здания частично перестраивались. Расположение и предназначение алтарей описал аббат Иоганн V Августин Маххаузен в своем сочинении Rituale Hyparchiae.

Его преемники Йозеф Денс (1696—1711) и Клеменс Аах (1718—1731) заменили старые хоры времен фон дер Лайена новыми и установили в соборе резную кафедру. При аббате Йозефе II Мойрере в 1775 году архитектор Иоганн Зайц, ученик Бальтазара Неймана, пристроил к монастырскому зданию «крыло Йозефа».

В 1948 году был создан собственный институт, посвящённый этой дисциплине. В 1937 и 1956 гг. были начаты два крупных реставрационных проекта, призванные приблизить к первоначальному облику сначала экстерьер, а затем и интерьер Лаахского собора. Монастырь, по замыслу французских властей, должен был быть преобразован в тюрьму. В 1991 году колокольный ансамбль собора был пополнен шестью новыми колоколами завода Бахерт по случаю 900-летнего юбилея со дня основания монастыря.

Читайте также: